Марафон классической музыки
Стремительно пролетела неделя 11-го Международного музыкального фестиваля «Звезды на Байкале», наполненная яркими встречами и уникальными концертами. Три из них, в прямом смысле, потрясли весь мир.
С 1 по 3 сентября грандиозные выступления академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под управлением народного артиста СССР Юрия Темирканова в прямом эфире транслировал французский канал «Медчи ТВ». Всего за 12 дней «Звезд на Байкале» состоится 20 концертов в Иркутске и Братске.
Старт фестивалю 1 сентября на сцене Иркутского музыкального театра дал губернатор Иркутской области Сергей Левченко:
– Уникальный праздник музыки и таланта стал неотъемлемой частью культурной жизни Приангарья и всей страны. Благодаря своему масштабу и высочайшему художественному уровню фестиваль уже давно завоевал репутацию одного из самых авторитетных и грандиозных музыкальных событий. Я хотел бы еще раз поблагодарить Дениса Мацуева за тот подарок, который он преподносит своим землякам. Я искренне рад, что иркутяне и гости Приангарья имеют уникальную возможность услышать шедевры классической музыки в исполнении лучших музыкантов мира.
Лейтмотив судьбы
В этот вечер слушателей ждала встреча с симфоническим оркестром Санкт-Петербургской филармонии, который выступал в Иркутске 10 лет назад. На встрече с журналистами Юрий Темирканов выразил сожаление, что коллектив из-за плотного гастрольного графика так долго не выступал на фестивале:
– Выступать в Иркутске – большое удовольствие не только из-за того, что здесь очень красивая природа, но и потому, что у вас удивительно теплая публика, и я помню свои впечатления от прошлого концерта даже спустя 10 лет.
Зал в этот день был полон, ведь пианист Денис Мацуев исполнил вместе с оркестром знаковый для себя концерт № 3 для фортепьяно с оркестром Сергея Рахманинова.
– В первый раз я играл этот концерт в Иркутской областной филармонии вместе с Губернаторским симфоническим оркестром, когда был еще совсем юным, и с тех пор исполнял его сотни раз, в том числе с Юрием Темиркановым, так что, можно сказать, – это лейтмотив моей судьбы, – признался Денис Мацуев. – Поэтому каждый раз играть эту музыку для меня – огромное удовольствие. Кстати, именно так подбирается репертуар нашего фестиваля – музыканты исполняют здесь то, что они хотят, я только слежу за тем, чтобы не было повторов.
В этот вечер музыкальная стихия буквально захлестнула зал, увлекая за собой чувства и мысли слушателей. Изображение Байкала, которое традиционно украшало задник сцены, визуально усиливало впечатление. Казалось, музыканты являются продолжением некой природной силы, которая то мощными штормовыми волнами звука, буквально сбивающими дыхание, то легким прибоем, услаждающим слух, полностью захватила внимание слушателей. Партия же фортепьяно в исполнении Дениса Мацуева напоминала работу искусного мореплавателя, который, отдавая должное стихии, тем не менее находит силы и вдохновение двигаться в собственном направлении. Страсть и мастерство, с которым музыканты проживали этот великий концерт, создавали ощущение, что музыка не просто звучит, а заново рождается в этот самый момент.
– Юрий Темирканов всегда говорит, что играть на концерте, как на репетиции, не надо, ведь это убивает музыку, которая по-настоящему не может возникнуть без импровизации, – рассказал Денис Мацуев. – Еще и поэтому я так люблю работать с этим коллективом.
Во втором отделении концерта музыканты сыграли симфоническую сюиту «Шехерезада» Николая Римского-Корсакова, погрузив слушателей в атмосферу восточной сказки.
2 сентября оркестр Санкт-Петербургской филармонии вместе с одним из лучших скрипачей мира датчанином Николаем Цнайдером исполнил концерт для скрипки с оркестром Людвига ван Бетховена и симфонию № 4 Петра Чайковского. На следующий день страстная и виртуозная японская скрипачка Саяка Седзи сыграла вместе с прославленным коллективом концерт для скрипки с оркестром Феликса Мендельсона. Потом оркестр вместе с Денисом Мацуевым исполнил Рапсодию на тему Паганини Сергея Рахманинова, а завершил вечер концерт № 2 этого же композитора.
Лики Шекспира
Музыкально-драматическая композиция для актера, контртенора, гобоя, органа и клавесина «Лики Шекспира» позволила зрителям погрузиться в английскую атмосферу. Органистка, профессор Московской консерватории, главный редактор журнала «Музыкальная жизнь» Евгения Кривицкая, актер Петр Татарицкий, контртенор Сергей Ванин и «русский Паганини гобоя», солист оркестра Большого театра Иван Паисов представили ее 2 сентября в органном зале Иркутской областной филармонии, интерьер которого стал прекрасной декорацией для завораживающего действа.
В этот день актеры и музыканты пытались вместе со зрителями разгадать загадку Вильяма Шекспира. Воссоздать его образ из отрывков пьес «Ромео и Джульетта», «Генрих IV», «Буря», «Гамлет» и музыкальных произведений композиторов елизаветинских времен – Джона Доуленда, Генри Перселла, Джона Стэнли, и наших дней – Бенжамина Бриттена и Нино Роты из кинофильма «Ромео и Джульетта».
– Нам хотелось создать такое произведение, в котором бы слово и музыка сливались в единое целое, – рассказала автор идеи композиции Евгения Кривицкая. – И нам удалось выстроить действие так, что музыка договаривает, предваряет или усиливает то, что произносит актер. При этом мы не зацикливались только на музыке времен Шекспира, но и взяли современные произведения, созвучные ему, поскольку этот вид искусства говорит с нами на языке чувств, которые одинаковы во все времена.
Евгения Кривицкая также является соавтором проекта «Именем Мадонны», посвященного творчеству Франческо Петрарки. Она отметила, что артисты с удовольствием показали бы и эту композицию в Иркутске.
– Мне было очень комфортно работать в этом зале, я почти сразу почувствовала, что у нас установился контакт с публикой, что им это интересно, – отметила Виктория Кривицкая. – И мы очень благодарны Денису Мацуеву за возможность выступить на фестивале в этом гостеприимном городе.
Мировая премьера
Одним из ярких эпизодов музыкального марафона, безусловно, стало выступление Государственного камерного оркестра «Виртуозы Москвы». 4 сентября коллектив выступил на сцене Иркутского музыкального театра, правда, без своего дирижера Владимира Спивакова. Однако оказалось, что и без художественного руководства коллектив способен творить чудеса.
В первом отделении оркестр вместе со скрипачом Алексеем Лундиным исполнил «Времена года» Антонио Вивальди, поразив меломанов виртуозным исполнением знаменитого произведения. Потом коллектив погрузил зал в атмосферу знойной Аргентины, исполнив танго «Четыре времени года в Буэнос-Айресе» Астора Пьяццоллы. Во втором отделении «Виртуозы Москвы» вместе с пианистом Денисом Мацуевым сыграли концерт № 17 Вольфганга Амадея Моцарта. А в финале зрителей ждала мировая премьера «Сибирской сюиты» для флейты, виолончели и фортепьяно с оркестром современного композитора Андрея Рубцова. Сам автор, который считается одним из самых талантливых молодых дирижеров своего поколения и работает ассистентом известного дирижера Дональда Ранниклса в Шотландском симфоническом оркестре BBC, приехал в Иркутск, чтобы дирижировать произведением. В сюите солировали: пианист Денис Мацуев, флейтист Максим Рубцов и виолончелист Борис Андрианов.
– Композитор Андрей Рубцов начинал как гобоист, но уже два года он дирижирует в Глазго, является автором балета «Поцелуй ветра» для Большого театра, а его духовой квинтет «Три настроения» вошел в постоянный репертуар более 35 квинтетов со всего мира, включая квинтет Берлинского филармонического оркестра, – рассказал зрителям ведущий концертов Юлиан Макаров.
Сюита гармонично вписывалась в контекст концентра, большинство произведений которого было вдохновлено природой, ведь в ней автор сумел очень ярко и образно воспеть величие Сибири, выразить ее суровую и непостижимую красоту.