Свадебные истории
Где знакомились молодые люди и как отмечали свадьбу в конце XIX века? Что должно было лежать в сундуке, чтобы девицу взяли замуж, и где покупали наряды молодожены 50 лет назад? О свадебных традициях можно узнать, побывав на выставке в Музее истории Иркутска, организованной в честь 100-летия органов ЗАГС. Экспонаты переданы сюда со всех уголков области.
Полон ли сундучок?
– ЗАГС для всех прежде всего ассоциируется со свадьбой – самым светлым и радостным событием в жизни человека. Где же 100 лет назад могли в Иркутской губернии познакомиться молодые люди? – начинает экскурсию научный сотрудник Ксения Никонова. – Нормы брачных традиций в то время были достаточно строгими. Недопустимо было знакомиться так, как это происходит сегодня. Невест себе юноши присматривали исподволь, встречая в городском театре или парке, в общественном собрании или на балу.
После знакомства происходило сватовство, встреча с родителями и оценивание приданого невесты. Вот, например, опись приданого иркутянки Трапезниковой, где подробно перечислены украшения, драгоценности, шубы и акции, которые давались за ней. Рядом старинный сундук – непременный атрибут девиц крестьянского происхождения. Разного добра в нем немало. Экскурсовод объясняет: собирать содержимое сундука начинали с раннего возраста девочки. Уже в пять лет ее усаживали за прялку и веретено. К моменту, когда ребенок превращался в девицу, в сундуке должны были уже храниться белье для нее самой и жениха, одежда – будничная и праздничная, платки и шали, скатерти и рушники. Сваха, которая приходила загодя в дом к родителям невесты, старалась непременно заглянуть в сокровенный сундучок, чтобы посмотреть, много ли в нем приданого. Если, по ее мнению, добра было недостаточно, «сговор» вполне мог и не состояться.
Сибирские «Ромео и Джульетта»
В числе экспонатов дореволюционного периода – подлинные свадебные наряды, церковная атрибутика, применяемая при венчании, и … фотография четы Шиловых. Их история любви достойна настоящего романа. Запись из метрической книги, прошение на венчание и купчую на строительство дома привез директор музея поселка Чунский Сергей Плющенков. Он рассказал, когда к 50-летию района создавался краеведческий музей, раритеты ему отдал учитель вечерней школы поселка Лесогорск. Сергей Кириллович написал о них целую серию очерков. Суть истории, случившейся в 1906 году, в следующем: желая вступить в законный брак с девицей Пелагеей Смирновой, иркутский мещанин Фома Шилов обратился к протоиерею иркутской Крестовоздвиженской церкви отцу Евгению Знаменскому с просьбой совершить обряд венчания. Но священнослужитель в просьбе отказал, ссылаясь на то, что невесте не хватало двух месяцев до 16-летия – возрасту, достаточному для заключения брака. Для пылкого влюбленного полученный отказ не стал препятствием. Он написал прошение на имя самого архиепископа Иркутского и Верхоленского, аргументируя свое нетерпение тем, что невеста из семьи старообрядцев. Ее отец чудом дал свое благословение, но за время, пока молодая станет совершеннолетней, вполне может и передумать. К счастью, Владыка пошел навстречу влюбленным, и обряд венчания совершил. Сергей Плющенков с помощью сотрудников службы ЗАГС разузнал, что впоследствии у супругов Шиловых родилось пятеро детей, они купили каменный дом, прожив в любви и согласии до самой смерти.
Удивительно, но иркутская «история любви» стала откровением не только для многочисленных гостей выставки, но и для потомков четы влюбленных. Работники ЗАГСа специально к торжественному открытию разыскали праправнучку Шиловых – Кристину Стецкую. Благодаря им девушка впервые прикоснулась к судьбоносному документу.
– Я даже представить не могла, что в моей семье были такие романтические истории, – с волнением пояснила она. – Конечно, как всякая девушка, я мечтаю о такой любви, а теперь, когда узнала, что подобные истории случаются не только в кино, просто уверена: и в моей жизни непременно произойдет такая же!
Бамовское переходящее платье
Свадебная атрибутика советского времени, не в пример предыдущей, гораздо скромнее. Во время героических трудовых свершений не предполагались пышные пиры и шикарные наряды жениха и невесты. Только в 70-е годы был разработан сценарий свадебного обряда, которого придерживалось большинство молодоженов. Вновь вошел в обычай выкуп невесты, обязательным стало присутствие свидетелей с обеих сторон. А для того, чтобы жених и невеста выглядели на регистрации брака достойно, в городах СССР открылись салоны для новобрачных. В них по талонам, которые выдавались на момент подачи заявления, молодые могли приобрести готовые платья, костюмы или отрезы ткани, а еще обувь и обручальные кольца.
Если в городах такая услуга была доступной, то в небольших поселках и деревнях жениху и невесте приходилось выкручиваться самим. На выставке можно увидеть свадебное платье, сшитое Людмилой Тимкиной (в девичестве Корощенко). Девушка приехала в будущий поселок Звездный с Украины. Их свадьба осенью 1974 года стала первой на БАМе. А в платье, сшитом первой невестой собственноручно, регистрироваться в ЗАГС впоследствии ходили еще много ее подруг. Теперь этот наряд – семейная реликвия. 18 октября 2017 года супруги Тимкины отметили 43-ю годовщину семейной жизни. Они и сейчас живут в поселке Звездный. 8 июля 2017 года им вручили всероссийскую медаль «За любовь и верность».
Длинный перечень регистраций бамовцев пестрит интернациональными браками, а еще черно-белые снимки сохранили моменты позирования молодоженов на подножке «Магирусов» – огромных грузовых машин. Говорят, это было настолько популярное занятие, что даже приглашение на свадьбу оформлялось в таком стиле.
Экстремальные регистрации
Рядом со свадебными платьями невест – строгий бархатный наряд регистратора иркутского ЗАГСа Людмилы Фоминой. Сшито платье было 30 лет назад и прослужило владелице почти 10 лет.
Людмила Викторовна рассказала, что пришла в Куйбышевский отдел в 1987 году. Это платье она заказала по своему эскизу. Потом, конечно, наряды обновлялись, были зеленые, черные, но это – темно-вишневое – самое любимое.
За годы работы удивительных историй у нее накопилось множество. Она, например, вспомнила свою первую церемонию, когда пришлось одновременно регистрировать три пары молодоженов – двух сестер и брата из таджикской семьи. Самым трудным было правильно произнести имена, чтобы не обидеть молодых и гостей. Нередкими были заключения браков по разрешению опекунского совета с несовершеннолетними невестами, бывало, что на свадьбу новобрачная приводила своих маленьких детей. Случались у нее выездные регистрации в больнице, в тюрьме, в присутствии конвоиров, а были и такие, когда «молодоженами» оказывались 70-летние и даже 80-летние пары.
– Годы работы я вспоминаю с большой теплотой, – признается Людмила Фомина. – Конечно, это радость, но и большая ответственность, поэтому каждую свадьбу старалась провести так, чтобы она запомнилась на всю жизнь.
Руководитель службы ЗАГС Иркутской области Олег Власенко, поздравляя сотрудников и гостей выставки с открытием, подчеркнул:
– Говоря о праздновании 100-летия органов ЗАГС, мы, прежде всего, говорим о людях, об их труде и быте, о суровых условиях, в которых им приходилось жить. Органы ЗАГС постоянно связаны с каждым человеком. Сегодняшние компьютерные технологии, конечно, позволяют многое делать: получать услуги посредством интернета и знакомиться виртуально, но встречаться, любить, заводить детей можно только глядя в глаза друг другу. И сегодня на этой выставке мы попытались об этом напомнить.