СМС для пациента
В Иркутской области в последние годы заметно снизился уровень заболеваемости туберкулезом. Однако показатель в 96,5 случая на 100 тыс. человек все равно в два раза превышает общероссийскую статистику. На средства областного бюджета приобретаются лекарственные препараты, ремонтируются филиалы тубдиспансера. Врачи уверены, эффективность в борьбе с туберкулезом на 90% зависит от умения грамотно организовать процесс лечения.
В 2017 году в Иркутске начал работать колл-центр, напоминающий пациентам туберкулезной больницы, находящимся на амбулаторном лечении, о необходимости приема лекарств. В 2018 году этот опыт начнет распространяться по всему региону.
– Лечение туберкулеза длительное, проходит в два цикла, в стационаре и дома, каждый из которых может длиться до полугода. Когда человек лечится в стационаре, проблем с приемом лекарств нет. Как только он переходит на амбулаторный этап, контролировать прием препаратов становится крайне сложно, – говорит главный врач Иркутской областной клинической туберкулезной больницы Михаил Кощеев.
Каждый пациент туберкулезной больницы, отправляющийся лечиться дома, беседует с психологом, подписывает согласие на оповещение в виде телефонного звонка от учреждения, цель которого – напоминать о необходимости приема лекарств. Также система попросит нажать кнопку, если лекарство принято. Информация передается врачу, который должен знать, что лечение пациент не прекращает.
– Мы переживали, приживутся ли эти новые технологии, будет ли эффект, публика ведь у нас своеобразная, не всегда обязательная, – продолжает главный врач. – Когда только запускали систему, 30–40% пациентов не откликалось. Сегодня необязательных пациентов – пять-шесть из 100.
С той категорией медики работают более плотно. Если человек не ответил, к нему в течение определенного времени активно дозванивается оператор. Если ответа в течение дня не последовало, информация передается лечащему врачу. А далее необязательного пациента посетят, проведут беседу. Будут тратиться серьезные ресурсы, но без этого с туберкулезом не справиться. Пациентов, которые нажмут кнопку, но лекарства не примут, вычислят по результатам анализов и проведут с ними разъяснительную работу.
После доклада Михаила Кощеева о внедрении телефонного оповещения пациентов, который был сделан в Новосибирске, иркутское ноу-хау рекомендовано было использовать в других регионах страны. Системой серьезно заинтересовались в Москве, Забайкальском крае.
Наш регион стоит на пороге внедрения еще одной разработки – специального программного продукта для поддержки туберкулезных больных.
– Мы изучаем опыт работы тех стран, которые победили туберкулез. Это сопровождение пациента в медико-психологическом плане. Мы выходим на гораздо более высокий уровень, с точки зрения общения с пациентом, – продолжает Михаил Кощеев.
Разработка предполагает установку на смартфон специальной программы, позволяющей пациенту общаться с медиком в чате анонимно. Предполагается также отдельный чат для пациентов, которые будут поддерживать друг друга во время лечения. Это общение предполагает также широкое использование значков, символов, зашифрованных сообщений. Система сейчас устанавливается на телефоны врачей, таким образом она тестируется и адаптируется для жителей нашей страны, региона. По мнению специалистов, этот продукт позволит заболевшим людям не отрываться от общества, отказаться от употребления алкоголя, наркотиков, придерживаться здорового образа жизни.