Мы заботимся о благополучии каждого человека
Управляющий Отделением СФР по Иркутской области Алексей Макаров о роли Социального фонда России
Уже почти два года прошло после объединения двух фондов: Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в одну организацию – Социальный фонд России. Все меры поддержки пенсионеров, семей с детьми, федеральных льготников, военнослужащих и участников СВО, людей с инвалидностью стали доступны в режиме «одного окна». Более 100 услуг Социального фонда России можно оформить онлайн на портале Госуслуг.
О работе объединенного фонда и новых задачах рассказывает управляющий Отделением СФР по Иркутской области Алексей Макаров.
– Алексей Сергеевич, вы руководите региональным Отделением фонда восемь месяцев. Расскажите о работе в новом коллективе.
– Команда Социального фонда – профессионалы в своем деле. Сейчас мы с коллегами продолжаем продуктивно работать на благо жителей региона, следуя миссии фонда: «Мы заботимся о благополучии каждого человека, реализуя социальную политику государства, обеспечиваем простоту и удобство получения гражданами мер социальной поддержки на основе современных технологий».
– Давайте напомним нашим читателям о том, какие услуги предоставляет Отделение СФР по Иркутской области.
Услуги те же, что раньше предоставляли ПФР и ФСС, и ряд совершенно новых мер соцподдержки. В целом, получателями услуг Отделения Социального фонда России по Иркутской области сегодня, в зависимости от жизненной ситуации, является каждый житель области.
С 2023 года региональное Отделение СФР начало выплачивать беременным женщинам и семьям с детьми единое пособие. Оно объединило 5 мер поддержки, которые ранее предоставляли органы социальной защиты и ПФР. Сегодня получателями единого пособия в Иркутской области являются 194 тысячи детей. Также объединенный фонд предоставляет специальную социальную выплату медицинским работникам, данную меру поддержки в Иркутской области ежемесячно получают почти 13 тысяч медиков.
Работающих граждан ОСФР по Иркутской области обеспечивает пособием по временной нетрудоспособности, пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет. Также Отделение СФР назначает единовременные и ежемесячные выплаты пострадавшим на производстве.
Беременным женщинам Отделение оформляет электронные родовые сертификаты, выплачивает пособие по беременности и родам. Продолжает действовать программа материнского (семейного) капитала.
В компетенции Отделения СФР также выплаты военнослужащим и их семьям. Речь идет о ежемесячной выплате ветеранам боевых действий и некоторых видах пособий.
Предусмотрены меры поддержки для людей с инвалидностью. Это обеспечение техническими средствами реабилитации (ТСР) и протезно-ортопедическими изделиями (ПОИ), путевками на санаторно-курортное лечение. Кроме того, ОСФР по Иркутской области оплачивает людям с инвалидностью проезд к месту лечения и обратно, компенсирует стоимость полиса ОСАГО.
С начала 2024 года региональное Отделение обеспечило ТСР и протезно-ортопедическими изделиями более 13 тысяч граждан с инвалидностью.
Как и прежде, ОСФР назначает различные пенсии: по старости, по инвалидности, по потере кормильца и социальные.
– Какие изменения произошли в предоставлении услуг?
– Задача Отделения Социального фонда России по Иркутской области (и мы успешно ее реализуем) – предоставить услуги жителям региона максимально просто, без сбора различных справок и иных подтверждающих документов. Многие услуги ОСФР предоставляет в проактивном формате.
Там, где требуется заявление, Отделение старается только этим заявлением и ограничиться. Если раньше человеку приходилось приносить документы в клиентскую службу ОСФР, то сейчас в этом нет необходимости. Хороший тому пример – единое пособие. Родителям достаточно подать заявление, сделать это можно, не выходя их дома, через портал Госуслуг. А дальше уже начинается внутренняя работа Отделения. Ее никто не видит, но она очень масштабная и кропотливая. ОСФР по Иркутской области самостоятельно запросит все необходимые сведения в других ведомствах: в ЗАГСе – информацию о составе семьи, в налоговой – о доходах и так далее.
– А что такое проактив, какие услуги можно получить в таком формате?
– Проактивно – это значит без обращения и без подачи заявления. Социальный фонд России работает в формате социального казначейства. Механизм простой: у человека возникает жизненная ситуация, которая влечет за собой наступление права на ту или иную выплату. Отделение СФР по Иркутской области получает данную информацию от других ведомств и беззаявительно предоставляет гражданину положенную меру поддержки.
Сегодня региональное Отделение Социального фонда проактивно оказывает 10 услуг по различным направлениям деятельности.
Давайте разберем на примере. В семье родился первый ребенок. Сведения от органов ЗАГС поступают в фонд, Отделение оформляет на малыша СНИЛС и сертификат на материнский капитал. Маме не нужно обращаться в клиентскую службу ОСФР, все сведения ей поступят в личный кабинет на портал Госуслуг. Только в 2024 году региональное Отделение проактиво оформило СНИЛС более 13,5 тысячи новорожденных, а сертификатов на материнский капитал – 5,5 тысяч.
На основании сведений от работодателя в проактивном режиме работающим гражданам Отделение СФР назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка и ежемесячное по уходу за ребенком до 1,5 лет. В текущем году работающим гражданам Отделение назначило более 528 тысяч выплат.
В таком режиме региональное Отделение назначает пенсию по инвалидности – назначили более 3 тысячам человек в 2024 году и по случаю потери кормильца – более 1700 гражданам.
Страховые пенсии по старости на общих основаниях ОСФР по Иркутской области назначает в автоматическом режиме. За месяц до возникновения права в личный кабинет гражданина на портале Госуслуг поступает уведомление о возможности ее назначения в автоматическом режиме. Если человек подтверждает свое согласие, то региональное Отделение СФР назначает пенсию в течение 3-х часов и направляет соответствующее уведомление в личный кабинет. В 2024 году более 1200 жителей Иркутской области воспользовались данной услугой.
– Фонд переходит на оказание услуг в проактивном формате, многие меры поддержки, как вы уже сказали, можно получить, не выходя из дома. А в клиентские службы обращаются граждане?
– Жители Иркутской области активно пользуются порталом Госуслуг для получения мер поддержки от СФР. В 2024 году через электронные сервисы в региональное Отделение СФР поступило более 284 тысяч заявлений.
При этом Отделение всегда должно оставаться на связи и в контакте с гражданами. У людей должна быть возможность обратиться лично, поэтому клиентские службы ОСФР по Иркутской области открыты во всех районах области. В 2024 году в клиентские службы Отделения обратились уже 276 тысяч жителей Приангарья.
С марта 2024 году в офисах Социального фонда введен дополнительный день приема граждан. Он выпадает на последнюю субботу месяца. Это сделано для удобства клиентов, которые не могут прийти к специалистам в будний день.
– А есть возможность дистанционно получить консультацию специалистов фонда?
– Да, конечно. В Отделении СФР по Иркутской области действует Единый контакт-центр, номер телефона 8-800-1-00000-1. Он работает без перерыва на обед с понедельника по четверг с 09.00 до 18.00, в пятницу – с 09.00 до 16.45. В 2024 году по телефону предоставлено более 94 тыс. персональных консультаций. Также ОСФР по Иркутской области активно развивает формат взаимодействия с нашими клиентами в социальных сетях «ВКонтакте» (https://vk.com/sfr.irkutsk), «Одноклассники» (https://ok.ru/sfr.irkutsk) и «Телеграм» (https://t.me/sfr_irkutsk).
– С образованием Социального фонда России появилось еще одно новое направление – Центры общения старшего поколения. Как в регионе реализуется этот проект?
– На сегодняшний день в Иркутской области работают 11 таких Центров.
Сотрудники ОСФР по Иркутской области создают в Центрах комфортную атмосферу для творчества, учебы и общения людей старшего поколения. Центры оборудованы гостевыми компьютерами с выходом в интернет, проекторами для презентаций и совместных кинопросмотров, телевизорами, мини-библиотеками с научно-популярной и художественной литературой, настольными играми. Для гостей проводятся лекции по финансовой и пенсионной грамотности, занятия на компьютере.
Мы видим, что такой досуг среди людей серебряного возраста востребован. Гости Центров общения старшего поколения очень активные – они еженедельно встречаются, делают вместе гимнастику, рисуют, изучают ментальную арифметику и просто общаются, делятся последними новостями за чашкой чая в приятной дружеской компании. Отмечу, что только в 2024 годув Центрах общения старшего поколения Иркутской области проведено 880 различных мероприятий, в которых приняли участие 8,5 тысяч человек.
– 14 июля – знаменательный день для вашей организации. Два года назад был подписан закон о создании Социального фонда России. За это время уже произошли серьезные изменения в работе, еще многое предстоит реализовать. Что бы вы хотели пожелать своим коллегам?
– Хочу еще раз отметить, что за два года сделано многое. Отделение Социального фонда России по Иркутской области продолжает развитие, совершенствует свою работу ради благополучия граждан!
Я желаю свои коллегам, работникам регионального Отделения СФР, здоровья, энтузиазма и позитивного настроя, продолжать идти в ногу со всеми переменами, которые происходят в социальном законодательстве. Мои коллеги – не только профессионалы своего дела, но и люди с чутким сердцем и большой душой. Вместе мы можем решить любые задачи!